Руководитель российской Госавтоинспекции дал интервью еженедельнику «Аргументы и факты»
Кто на дороге Главный?
Как избавиться от коррупции на дорогах? За счёт чего можно уменьшить количество аварий? Кого «ловят» камеры?
Об этом и многом другом в интервью главному редактору еженедельника «Аргументы и Факты» Игорю Черняку рассказал Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал-майор полиции Михаил Черников.
«АиФ»: Буквально недавно вы подвели итоги прошлого года. Что говорит статистика: показатели смертности и травматизма снижаются на наших дорогах?
Михаил Черников: Положительные тенденции в целом сохраняются. Число погибших в ДТП сократилось более чем на 6%, последовательно уменьшается число погибших пешеходов: на 3,4%. Также на 3,4% уменьшилось количество ДТП с участием нетрезвых водителей. К сожалению, в 2017 г. не удалось добиться сокращения числа погибших в ДТП детей. Главная причина — это порой безрассудные и преступные действия водителей, которые перевозят в салоне авто детей. Число погибших детей-пассажиров увеличилось на 1,6% всего 448 несовершеннолетних. Фактически это каждый второй погибший ребёнок.
«АиФ»: Но продолжают ведь пьяными ездить?
Михаил Черников: К сожалению, продолжают. И делают это не только обычные граждане, но и знаменитости. Вот недавно по одному из федеральных каналов показали программу про певицу, которую недавно лишили прав за отказ от освидетельствования. Она рассказывала, как у неё якобы вымогали деньги наши сотрудники, хотя она была трезвой. Вместе с тем, когда её остановили, велась видеозапись и были понятые. Какие деньги?! Никто же не хочет разбираться, всем нужно шоу! И вот в ходе этого шоу её поддерживали эстрадные исполнители, и общий посыл был такой: не останавливайтесь больше у сотрудников ГИБДД, даже если вы чуть ли не пьяные, не выходите из машины. Куда это годится?!
Мы не перестаём говорить, что пьяные за рулём — это одно из основных составляющих тяжких происшествий на дороге. И тут очень сложно давать какие-то цифры, потому что есть нестыковки на законодательном уровне. Например, после ДТП у всех пострадавших берут кровь, но, если там найдут алкоголь, по закону мы не можем привлекать за это к ответственности. То есть, даже если по камерам мы посмотрели, что до ДТП он передвигался, скажем, в состоянии повышенного настроения, не можем привлечь. Сейчас мы как раз работаем над тем, чтобы убрать такие моменты: думаю, в весеннюю сессию Госдума примет необходимые поправки. После ДТП будет проводиться обязательное освидетельствование, и результат анализа крови будет приниматься в расчёт при решении о привлечении к ответственности.
«АиФ»: А наркотики? Сейчас же такую химию потребляют, что, наверное, её трудно выявить?
Михаил Черников: С наркотиками всё ещё сложнее. То есть сотрудник видит, что водитель неадекватный, и должен его отстранить от управления транспортным средством, но никакие анализы не выдают результат моментально: неделя-две в лучшем случае. Медик заключение не даёт. Получается, надо отпускать, а как?! Тоже сейчас с законодателями обсуждаем этот вопрос. Наша главная задача в том, чтобы не допускать таких неадекватных водителей на дорогу.
Это, кстати, относится и к уставшим водителям автобусов. Хочет спать, а заменить некем, сменщика нет: экономят. В результате трагедия. Недавно в Тихвине было такое страшное ДТП: 9 погибших. Они раньше большими автобусами перевозили людей, а сейчас стали хитрить: покупают микроавтобусы восьмиместные, для которых достаточно прав категории «В». И гонят сотни километров без отдыха, да ещё и в ночь. Это недопустимо! Подчёркиваю, что, согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
При этом граждане тоже не должны оставаться в стороне. Мы всегда советуем пассажирам, которые собираются отправиться в междугороднюю поездку на автобусе, серьёзнее подходить к выбору перевозчика. Необходимо обращать внимание на внешнее состояние автобуса, наличие и исправность ремней безопасности, поведение водителя, наличие у него сменщика и в случае любых несоответствий жаловаться по телефонам автотранспортного предприятия, которые должны быть написаны на кабине водителя. При этом, если в ходе рейса они нарушают ПДД, нужно снимать это на видео и присылать информацию нам.
Камеры справляются
«АиФ»: Печальная статистика ДТП — это не только такие водители, но и любители выехать на встречку?
Михаил Черников: Сегодня большая проблема — выезд на полосу встречного движения, мы сейчас прорабатываем вопрос о применении ограждений, разделяющих транспортные потоки, которые были бы не столь дороги. Проблему встречки без экономики не решить.
У нас сейчас применяют так называемые криволинейники или бетон. Но они очень дорогие, и по ГОСТу при их установке необходимо на дороге ещё дополнительную полосу выделять. А есть тросовые ограждения. В ряде регионов их уже установили. Они гораздо дешевле, при этом не нужна дополнительная полоса. Главный их эффект — это визуализация. Водитель замечает ограждение и рефлекторно держит машину в своей полосе, потому что видит геометрию дороги даже ночью. Опять-таки тросы не дают разворачиваться там, где приспичило, потому что при разворотах тоже много ДТП случается. Вообще практика показывает, что, если сделать даже не тросовые, а какие-нибудь, к примеру, алюминиевые ограждения, что в 6-7 раз дешевле, количество ДТП с выездом на встречку снизится в разы. Сейчас там, где стоят тросы, случаи ДТП единичны. У нас на 90% смертность сразу сокращается. При простой разметке всё равно есть искушение выехать, обогнать, развернуться. Когда будет ограждение, уже искушения такого не появится.
«АиФ»: Улицы Москвы сегодня буквально напичканы камерами. На ваш взгляд, удаётся ли им заменить сотрудников ДПС?
Михаил Черников: Системы фиксации, установленные на наших дорогах, разные: где-то на полосу движения настроена камера, к примеру. В настоящее время на территории России насчитывается свыше 9 тысяч стационарных, 3,8 тысячи передвижных и 656 мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений.
Сейчас идёт много споров о передаче регионам полномочий по привлечению к ответственности в автоматическом режиме. Я считаю, что ничего в этом страшного нет, наоборот, только польза. Сейчас в каждом регионе у нас есть центры автоматической фотовидеофиксации, которые получают с камер информацию, там сидят наши сотрудники, электронной подписью утверждают постановления, после чего их рассылают гражданам.
Все комплексы фиксации мы передали в субъекты ещё лет 5 назад. То есть у нас нет ни одной камеры фотовидеофиксации на балансе. Вся рассылка «писем счастья» тоже происходит за счёт субъектов. Наше только программное обеспечение, но на него субъекты и не претендуют. А программа — это гарантия, что никто никуда не сможет влезть и изменить. То есть система защиты (в том числе и всех вопросов, касающихся госзащиты) соблюдена. Никто не собирается совсем всё отдавать на откуп регионам, это чистая формальность. У нас в любом случае останутся полномочия: если автовладелец не согласен с вынесенным штрафом, он может обратиться к нам с обжалованием, и мы имеем право отменить этот материал.
И камеры дальше будут совершенствоваться по многим составам. Например, по пешеходам: переходит человек дорогу, едет машина, камера срабатывает и моментально рассчитывает, вовремя ли машина остановилась и уступила дорогу пешеходу. В Москве уже всё готово для таких систем.
Кстати, Москва и Татарстан очень далеко шагнули в развитии систем фотовидеофиксации. В Москве их уже 1,2 тыс. работает, и становится очень тяжело уйти от ответственности: всё везде фиксируется. Мэрия многое делает, но в Москве по-другому и нельзя, иначе город вообще встанет.
Без инспектора на дороге никак
«АиФ»: Так скоро будем совсем без инспекторов на дороге обходиться?
Михаил Черников: Нет, инспектор должен находиться на дороге, но не мешать движению, а делать ту работу, с которой ни одна камера не справится. Например, пьяного водителя по камере не увидишь, вовремя не остановишь и не проверишь. На участках интенсивного движения, конечно, камера лучше: инспектор остановит одну машину и сразу создаст затор, выключив одну полосу из движения. Но без инспекторов никак.
«АиФ»: Как вам живется, когда сократили 10 тысяч человек?
Михаил Черников: Примерно половина сокращений — это вакантные должности. То есть реально речь идёт о 5 тыс. сотрудников. Но для них есть 35 тыс. вакантных мест в органах внутренних дел. Например, у нас большой дефицит участковых: это служба, которая может с нами работать совместно. Могут выявлять и пресекать правонарушения, составлять административные материалы. На оперативные вакансии люди могут переходить спокойно: дознавателями, следователями. У нас же фактически все офицеры с юридическим образованием, интегрируются без проблем. Поэтому и было принято такое решение: не просто взять и сократить всех гаишников, а разумно перераспределить в ведомстве профессионалов.
«АиФ»: Но людей в поле меньше не стало?
Михаил Черников: Конечно, не стало. Мы тоже распределяем сотрудников по участкам. Так, по работе с госуслугами мы, наоборот, даже где-то увеличили штат. Сокращали где-то с линии и ставили на регистрацию или экзамены. Это один из важнейших моментов сегодня. Тем более что МФЦ сейчас подключились к этой работе.
Убрать коррупционную составляющую
«АиФ»: Сейчас ещё сотрудники могут пригодиться, если действительно примут решение о том, что надо пересдавать экзамен при замене прав?
Михаил Черников: По автошколам это бред, но поданный так удачно, что у меня даже сотрудники некоторые поверили. Один майор мне сказал, что собрался срочно менять права, чтобы потом не пересдавать экзамен. А это просто собрались несколько автошкол, поговорили и затеяли хороший пиар себе. Надо же отдавать себе отчёт, что никто не справится с этим: представляете, сколько дополнительно придётся задействовать личного состава?! Лучше бы эти автошколы поговорили о качестве подготовки курсантов: сегодня оно отнюдь не на высоком уровне. Мы видим, что это просто бизнес: им платят деньги, они выдают свидетельство об окончании. Сейчас захотели ещё денег.
Я вообще считаю, что в последнее время у нас слишком много изменений в ПДД, народ не успевает ориентироваться. Необходимо систематизировать эту деятельность.
«АиФ»: Кстати, о деньгах. Какая сегодня средняя зарплата у сотрудников Госавтоинспекции?
Михаил Черников: Если говорить о Москве, то это порядка 45 тыс. руб. В регионах — 35 тысяч. Согласен, что это не так много. Но до середины 2012 г. у сотрудников Госавтоинспекции была зарплата 11 тыс. руб.! Есть с чем сравнивать. Мы сейчас ведём работу с командирами, личным составом, говорим о том, что надо выстроить так режим работы, чтобы сотруднику было комфортно. И он мог бы соответствующим образом уделить время дому, семье. Например, 2 через 2 — хороший график. Также у нас есть социальные выплаты для приобретения жилья.
«АиФ»: Не могу не спросить о коррупции. Как вы с ней боретесь?
Михаил Черников: Я считаю, надо создать такие условия работы, чтобы не было коррупционной составляющей. Например, у нас сегодня по всем подразделениям стоит программа, которая автоматически в хаотичном порядке присваивает государственные регистрационные знаки на автомобили. Что же касается продажи «красивых номеров», то сейчас в Госдуме находится законопроект о регистрации, в котором чётко прописано, что каждый человек может выбирать свои буквы и цифровое обозначение. Только заплати за это пошлину государству, и не надо искать того, кто может помочь, как это иногда было раньше.
Потом мы начинаем применять носимые видеорегистраторы, которые записывают все действия инспекторов ДПС. Мы знаем, в какой конкретно точке работает инспектор, что делает, это здорово снижает уровень коррупционной составляющей. Мы очень серьёзно сейчас взялись за то, чтобы сотрудники были обеспечены не только транспортными средствами, но и ГСМ. Нет бензина — всё, нечего ему на машине ездить. Та же история по обмундированию. Та форма, которая сегодня есть, некомфортна: материал такой, что, когда жарко, вообще не продувается, а в холода как стекло становится. Ребятам очень тяжело в ней работать, идут, покупают себе форму из нормального материала сами. При зарплате в 35 тыс. на свои не напокупаешься, а значит, опять риски. Руководство министерства нас поддержало, сейчас проводим эксперимент с обмундированием из новых материалов. Если всё пройдёт успешно, начнём закупки.
Конечно, довольно серьёзно спрашиваем с сотрудников: у каждого экипажа есть маршрут патрулирования, и его задача в том, чтобы контролировать процесс движения так, чтобы на участке не было аварий. Задача сотрудников не наказать, а сделать всё, чтобы там не совершалось ДТП!
Взрослые убивают детей
«АиФ»: Если говорить откровенно, нарушают не только водители, но и пешеходы. Конечно, к каждой «зебре» инспектора не приставишь, но что-то с этим делать надо.
Михаил Черников: У нас, с одной стороны, идёт снижение аварийности по пешеходам, с другой — её рост на пешеходных переходах. Видимо, потому, что стало кратно больше самих «зебр», при этом пешеходы стали ими пользоваться, и мы эту политику поддерживаем. Сейчас предлагают вводить для пешеходов-нарушителей административную ответственность, как для автомобилистов.
Я не любитель карательных мер. Ну накажут на 2 тыс. руб. пешехода-нарушителя. А у него, может, пенсия 8 тыс. Разве это этично? Давно, ещё когда был начальником ГАИ в Красноярске, я пропагандировал введение негласного правила: когда пешеход собирается перейти дорогу, он должен поднять руку и обозначить своё намерение. Я не придумал это сам, в Европе давно так делают. Я сам водитель и понимаю, как иногда автомобилисту непросто понять, что собирается делать пешеход: будет стоять или побежит в самый неожиданный момент. А за мной тоже едут транспортные средства, даже если я резко заторможу, не факт, что следующий успеет среагировать. Поднятая рука — сигнал всем водителям.
А то сейчас у нас многие как переходят: наушники надел, капюшон надвинул — и шагает не глядя. А если, например, «скорая» едет? Даже на «зебре» пешеход обязан её пропустить. Красной строкой в ПДД написано, что пешеход при переходе дороги — даже в положенном месте, даже под разрешающий сигнал светофора — должен убедиться в безопасности. А у нас не хотят убеждаться в своей безопасности, да и не только в своей. То же самое касается безопасности при перевозке детей. Представляете, 63% погибших детей были пассажирами!
«АиФ»: Неужели водители так и не научились пользоваться автокреслами?
Михаил Черников: Научились. Детские автокресла стали использовать значительно чаще, но при этом, посадив детей в кресла, взрослые стали чаще нарушать другие положения правил. Выезжают с ребёнком на дорогу и жмут 120 км/ч. Ты же своего ребёнка везёшь! Куда спешишь? В таких случаях надо кратно усиливать бдительность, даже если есть в машине автокресло. За прошлый год у таких водителей погибли 448 детей.
На особом контроле у нас вопросы перевозки детей в автобусах. Есть детские школьные автобусы, которые закупает государство, оно и за подготовку водителей отвечает, и за техосмотр. Там всё практически хорошо. За прошлый год ни один ребёнок не погиб в школьном автобусе, хотя ДТП не по их вине были. А теперь посмотрите, что происходит с пассажирскими перевозками, в таких автобусах тоже много детей ездит. Автопредприятия, индивидуальные предприниматели в этой сфере работают практически бесконтрольно. Техосмотр толком не проводится, медосвидетельствование перед рейсом тоже фактически не проходит. Водитель вчера категорию получил, сегодня уже загрузил 50 пассажиров в автобус и поехал. В итоге сотни погибших людей, среди которых дети.
Для обеспечения безопасности детей-пешеходов мы совместно с Минобрнауки России уделяем особое внимание работе в образовательных организациях. Внедряем схемы безопасных маршрутов от школы до дома, проводим пятиминутки безопасности и т. д. Значительное количество ДТП с детьми-пешеходами зарегистрировано в темное время суток, при этом в большинстве своём дети находились без световозвращающих элементов. И всё-таки, как ни крути, если взрослые — педагоги, родители — не позаботятся о безопасности своих детей на дороге, мы так и будем наблюдать печальную статистику. Основы безопасного поведения на дороге должны закладываться в семье, и родители обязаны подавать пример детям всегда. Мы повторяем это на всех наших акциях, которые проводим как со взрослыми, так и по итогам обучающих мероприятий с детьми.
Большую помощь в этой работе нам оказывают юные инспекторы движения: ЮИДовцы. Кстати, 6 марта отряды ЮИД отметили своё сорокапятилетие со дня создания. На сегодняшний день ЮИД — одно из самых массовых детских движений в стране, которое насчитывает в своих рядах более 300 тысяч школьников во всех российских регионах. Юные инспекторы движения изучают правила безопасного поведения на дорогах, ведут пропагандистскую работу среди сверстников, помогают сотрудникам Госавтоинспекции в проведении различных социально значимых акций и кампаний. К сорокапятилетию со дня создания отрядов юных инспекторов по всей стране проходят праздничные мероприятия для детей: так или иначе юбилейную годовщину ЮИДовского движения отметят в каждом регионе. Эти акции в регионах дали старт широкомасштабной кампании, посвящённой сорокапятилетию со дня создания отрядов ЮИД. В этом году в рамках юбилейной годовщины ЮИДовского движения Госавтоинспекция планирует много различных мероприятий для детей на региональном, всероссийском и межгосударственном уровне. Летом лучшие ЮИДовские команды — победители соревнований у себя в субъекте — традиционно встретятся на Всероссийском конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо», который в этом году пройдёт в Краснодарском крае, в ВДЦ «Орлёнок». В октябре состоится и Межгосударственный слёт ЮИД, к участию в котором будут приглашены юные инспекторы из стран ближнего зарубежья. Кроме того, 6 марта в Российской Федерации среди представителей отрядов ЮИД стартовал марафон «Безопасная страна ЮИД!», главным посланием которого стал девиз: «Я соблюдаю ПДД, соблюдай и ты».
Я от всей души поздравляю всех, кто в разные годы оказался причастен к становлению и развитию движения ЮИД, с сорокапятилетием со дня его создания. Выражаю благодарность ветеранам службы, бывшим и нынешним сотрудникам, педагогам — всем, кто внёс и продолжает вносить свой посильный вклад в сохранение жизни и здоровья детей на дорогах России.
«АиФ»: Что, на ваш взгляд, ещё необходимо изменить для обеспечения безопасности дорожного движения?
Михаил Черников: Со стороны участников дорожного движения требования к безопасному и комфортному передвижению по дорогам будут только возрастать, поэтому мы должны оперативно реагировать на все задачи и вызовы, которые перед нами ставят общество и обстановка на наших дорогах.
На сегодняшний день принятыми программными документами, а это и Федеральная целевая программа, и Стратегия безопасности дорожного движения, задачи по сокращению смертности от дорожно-транспортных происшествий поставлены. Их реализация будет способствовать сохранению тенденции к сокращению дорожно-транспортного травматизма, сохранению жизни и здоровья наших граждан.
Что же касается задач на текущий год, то в целом это подготовка плана реализации Стратегии. В центре нашего внимания обязательно будут вопросы обеспечения детской дорожной безопасности. Качество работы по предупреждению детской дорожной аварийности является залогом повышения культуры общества и государства, гарантом сбережения и развития нации. Важнейшее условие здесь — эффективное сотрудничество государственных организаций, научных и экспертных структур и общества.
Также мы сосредоточимся на злостных нарушителях, пренебрегающих требованиями Правил дорожного движения и имеющих наибольшую задолженность по уплате штрафов. Важным направлениями межведомственного взаимодействия на текущий год является повышение качества оказания государственных услуг гражданам. Важна и подготовка подразделений к использованию электронных паспортов транспортных средств.
Госавтоинспекция МВД России в минувшем году провела по всей стране масштабные профилактические мероприятия, направленные на пресечение нелегальных межрегиональных перевозок. Основное внимание уделялось причинам, по которым происходят дорожно-транспортные происшествия с участием автобусов. Установлено, что нарушения связаны с переутомлением водителей пассажирского транспорта и неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств.
В 2018 г. в приоритете деятельности службы остаётся контроль за качеством и безопасностью пассажирских перевозок. При этом надзор за участниками рынка в этой сфере транспортной деятельности будет усилен.